131-ФЗ. Территориальное общественное самоуправление

Основные принципы и правила организации местного самоуправления (МСУ) на территории РФ устанавливает №131-ФЗ. Одним из ключевых аспектов указанного Закона выступает такое понятие как территориальное общественное самоуправление (ТОС), достаточно подробное описание которого содержится в ст. 27 №131-ФЗ. Размещенные в ней положения дополняются законодательными документами регионального уровня, принятыми во всех субъектах РФ.

Основные положения ст. 27 №131-ФЗ

№131-ФЗ устанавливает, что ТОС представляют собой специфическую форму реализации МСУ. Органы территориального общественного самоуправления создаются в результате самоорганизации населения, которое проживают в одной из частей муниципального образования (МО). Однако, функции ТОС могут осуществляться и без создания подобных органов путем непосредственно волеизъявления граждан. Целью деятельности ТОС выступает принятие ответственности за решение вопросов МСУ, предусмотренных действующих федеральным и региональным законодательством.

Важной особенностью ТОС выступает возможность осуществлять деятельность в рамках отдельной части МО, границы которой в пределах муниципального образования устанавливаются исключительно представительным органом этого территориального образования. Для принятия легитимных решений по вопросам, отнесенным к уровню местного значения, организуется конференция или собрание граждан, живущих на определенной части МО. По их итогам либо выбираются органы ТОС, наделенные конкретными правами и функциями, либо принимаются прямые решения о волеизъявлении граждан.

Обязательным условием для осуществления органами территориального общественного самоуправления деятельности выступает разработка и регистрация Устава ТОС. Процедура этого мероприятия устанавливается и регулируется нормативными документами МО. Решения учредительной конференции, связанные с образованием ТОС, приобретают законную силу в том случае, если они приняты с участием, как минимум, трети граждан, живущих в границах указанной территории.

Полномочия и функции органов управления ТОС

В пункте 7 ст. 27 №131-ФЗ определяются полномочия, которыми обладают конференции/собрания населения. Они реализуют заложенные Федеральным законом принципы ТОС. В число полномочий входят:

  • определение управленческой и организационной структуры органов ТОС, а также их последующее избрание их участников;
  • принятие, а также внесение корректировок в ранее принятый устав ТОС;
  • постановка задач и целей перед избранными органами ТОС;
  • принятие бюджета, учитывающего доходы и расходы ТОС, необходимые для его эффективного функционирования;
  • контроль правильности исполнения соответствующим образом утвержденного бюджета ТОС;
  • рассмотрение отчетов выборных органов ТОС об исполнении возложенных на них функций, оценка работы и принятие необходимых кадровых решений.

Конференция/собрание граждан, исходя из положений №131-ФЗ, считается высшим органом ТОС, обладающим наибольшим количеством полномочий. Однако, для более эффективной работы ТОС создаются органы самоуправления, к функциям которых относятся:

  • представление интересов проживающего на территории населения;
  • практическое воплощение решений, которые были приняты на ранее прошедших собраниях;
  • осуществление различных видов хозяйственной деятельности, целью которой выступает более полное удовлетворение нужд граждан, связанных, например, с благоустройством прилегающих к местам их проживания территорий. Для этого могут заключаться договора с органами МСУ и использоваться средства бюджета МО;
  • внесение в органы МСУ проектов муниципальных правовых актов. Их рассмотрение является обязанностью органов местного самоуправления.

Формы и виды

Установленные №131-ФЗ механизмы работы ТОС могут быть реализованы на различных территориях, выступающих частью МО. К ним относятся:

  • подъезд многоэтажного жилого дома и многоквартирный дом в целом;
  • группа подобных жилых построек;
  • жилой микрорайон, расположенный внутри муниципального образования;
  • сельское поселение и другие подобные территории, на которых проживают российские граждане.

Как уже было отмечено выше, ТОС может быть реализовано в двух формах. Первая предусматривает непосредственное волеизъявление населения путем проведения конференции/собрания, а вторая предполагает формирование и выбор органов ТОС.

Важно понимать, что ТОС района или другой территории может функционировать в двух юридическо-правовых формах:

  • без образования юрлица. Для создания подобного территориального общественного самоуправления достаточно пройти процедуру регистрации устава в представительном органе МСУ, наделенном такими полномочиями. В деятельности ТОС может использоваться финансирование, предусмотренное в бюджете МО;
  • с образованием юрлица. Следующая, более сложная стадия ТОС, предусматривающая создание и регистрацию НКО, то есть некоммерческой организации. В подобной ситуации ТОС, как и обычная организация, получает возможность участвовать в различных проектах и привлекать для этого финансовые ресурсы, полученные в виде грантов и из других подобных источников.

Цели создания ТОС

Главной задачей любого ТОС выступает эффективная реализация прав граждан, которые живут на данной территории, и создание для них более комфортных условий жизни. На практике ТОС доказало свою эффективность при решении следующих задач:

  • повышение уровня благоустройства территории, включая осуществление ремонта проезжей части и пешеходных дорожек, а также устройство специальных игровых и спортивных площадок;
  • решение самых разнообразных вопросов, связанных с предоставлением услуг ЖКХ;
  • предоставление адресной социально помощи тем гражданам, которые остро нуждаются;
  • постановка и решение задач, связанных с охраной окружающей среды, в том числе путем озеленения территории и устранения источников загрязнения природы;
  • обеспечение сохранности культурных памятников и достопримечательностей.

В настоящее время активно функционирует Общенациональная ассоциация ТОС, официальный сайт которой размещается на http://oatos.ru/. Решение о ее создании было принято 29.01.2016 года в Москве при проведении конференции, в работе которой приняло участие представители из 67 регионов России, а также два ранее созданных юридических лица: Общероссийский Конгресс МО и Всероссийский совет МСУ. Указанный сайт ТОС содержит исчерпывающую информацию о деятельности Ассоциации, реализуемых ею проектах, участниках и нормативно-правовой базе деятельности подобного объединения.

Пошаговая инструкция по созданию ТОС

Грамотный ответ на вопрос, как создать ТОС, зависит от особенностей регионального законодательства, разработанного и принятого в каждом конкретном субъекте РФ. Однако, общие принципы реализации территориального общественного самоуправления и формирования его органов являются достаточно близкими для всей территории страны. Они предусматривают последовательное выполнение нескольких этапов.

Шаг №1. Создание ИГ, то есть инициативной группы

Первым этапом описываемой процедуры выступает формирование ИГ. Минимальное количество ее участников равняется 3-м, причем все они должны проживать на данной территории и достичь возраста в 16 лет. Для создания группы проводится собрание, по результатам которого оформляется протокол. В нем отражаются основные пункты повестки, среди которых:

  • избрание председателя собрания, а также секретаря, ведущего протокол;
  • создание инициативной группы для организации мероприятий, целью которых выступает образование ТОС;
  • разработка предложений, касающихся основных принципов последующей деятельности ТОС, включая наименование, границы, устав, наличие органов управления ТОС, кандидатур на включение в их состав и т.д.

Протокол конференции/собрания с указанием решения по каждому пункту повестки становится стартовым документом, необходимым для создания ТОС.

Шаг №2. Определение точных границ ТОС. Выбор времени проведения учредительного собрания/конференции

Как было отмечено выше, полномочия по определению границ ТОС находятся в ведении органов МСУ. Поэтому участникам ИГ необходимо подать соответствующее заявление в муниципальный представительный орган. На принятие им решения действующим законодательством отводится срок, равный 30 дням. После получения официальных документов об установлении границ ТОС можно приступать к дальнейшим действиям, главным из которых выступает проведение собрания ТОС.

Шаг №3. Оповещение граждан, живущих в пределах границ территории о дате собрания или конференции

Граждане, проживающие внутри установленных границ ТОС, должны быть извещены о дате проведения учредительной конференции или собрания, как минимум, за 15 суток до его начала. Оповещение жителей может осуществляться при помощи объявлений в местных СМИ, размещения информации о собрании на различных информационных стендах, в общественных местах, а также поквартирный или подомовой обход населения участниками ИГ или активистами ТОС.

Рекомендуется довести информацию о созыве конференции или собрания ТОС до муниципальной власти, включая администрацию МО и представительный орган МСУ. Для этого по указанным адресам требуется отправить письмо, содержащее необходимые сведения. Лучше всего, чтобы оно было заказным.

Шаг №4. Проведение собрания/конференции

Непосредственной организаций и проведением конференции/собрания занимается созданная ранее инициативная группа. Важным требованием к мероприятию, предусмотренным законодательством, выступает его открытый характер. Возможность принять участие в нем предоставляется представителям МСУ, органов госвласти, СМИ и т.д. Однако, они не могут вмешиваться в ход мероприятия, а также не имеют права голоса, которым обладают исключительно граждане, проживающие в границах указанной территории. При этом они должно исполниться, как минимум, 16 лет.

Проведенная таким образом конференция/собрание становится легитимной в том случае, если в ней принимали участие не меньше трети граждан территориального общественного самоуправления. По итогам мероприятия должен быть оформлен протокол, включающий полный список принятых в его ходе решений. В их число обычно входят:

  • избрание руководителя (председателя) конференции/собрания;
  • избрание секретаря мероприятия, функцией которого становится ведение протокола;
  • принятие решения о создании ТОС с указанием его названия;
  • принятие основного документа ТОС – устава;
  • выработка формулировки целей и задач, стоящих перед ТОС, а также приоритетных направлений деятельности;
  • избрание органов ТОС, в том числе руководителя;
  • избрание ревизионной комиссии или другого контролирующего органа ТОС.

Шаг №5. Регистрация устава ТОС в органах МСУ

Следующей стадией создания ТОС выступает официальная регистрация его устава в администрации МО. Для этого руководитель ТОС или назначенное им лицо предоставляет в уполномоченный орган МСУ такой набор документов:

  1. Заявление с просьбой произвести регистрацию ТОС и его учредительного документа в виде устава.
  2. Решение представительного органа МСУ об установлении границ территории, на которой будет осуществлять свою деятельность ТОС.
  3. Протокол о создании ТОС, которое оформлено решением собрания/конференции граждан, проживающих в пределах, определенных предыдущим представленным документов границ.
  4. Устав ТОС, который предоставляется в 2-х экземплярах, прошитых и пронумерованных в соответствии с правилами оформления подобных документов.
  5. Регистрационный лист участников конференции/собрания граждан. В документе обязательно указывается адрес их проживания, а также дата рождения.
  6. Список участников ИГ, в котором в обязательном порядке приводятся адреса их проживания и телефоны для возможных контактов.

Максимальная продолжительность процедуры регистрации устава ТОС составляет не 30 дней. Хотя на практике решение нередко принимается до срока, официально установленного действующей в стране нормативно-правовой базой.

Шаг №6. Регистрация ТОС в Минюсте

После официальной регистрации устава ТОС требуется пройти еще одну регистрационную процедуру, которая осуществляется в региональном управлении Федерального органа власти в лице Минюста. Для этого от уполномоченных представителей территориального общественного самоуправления в соответствующее подразделение министерства подается:

  1. Заявление, составленное по форме, размещенной на официальных сайтах региональных подразделений Минюста.
  2. Устав ТОС, зарегистрированный в органах МСУ. Предоставляется в 3-х экземплярах.
  3. Протокол конференции/собрания граждан, на котором было принято решение о создании ТОС. Предоставляется в 2-х экземплярах.
  4. Документы, подтверждающие оплату государственной пошлины.

Шаг №7. Завершающая стадия

На завершающем этапе создания ТОС изготавливается его печать, при необходимости подается заявление в ИФНС о переходе на УСН, то есть упрощенную форму налогообложения, а также подаются документы о созданном ТОС в органы Росстата. Естественно, для нормального функционирования юридического лица требуется открытие расчетного счета в одном из банковских учреждений и заключение договора на расчетно-кассовое обслуживание.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: